Путешествия,  Франция 2012

Поездка во Францию. 2 апреля 2012

Утро-утро-утро. Перевозбужденный, я подскочил по Парижскому времени в районе пяти часов утра. Читал, шарился в интернете, дождались завтрака. Еще раз восхитительные круассаны, фруктовый салат, джемы, йогурты…

Интересно, как отличается набор тех же йогуртов от Данон во Франции. Почти нет всех привычных нам «Даниссимо», или творожного Данона. Зато есть просто йогурт, без вкусовых добавок, которого у нас днем с огнем не найдешь. Вообще, при том, что наши супермаркеты забиты, вроде, импортной продукцией, очень много продуктов, которых у нас нет. И наоборот — например, мы так и не нашли привычный нам творог :).

Собираем вещи. Опыт многочисленных командировок позволяет нам с Наташей собираться за считанные минуты. Итак, 9 утра, мы готовы к выезду в Брюгге. Прощаемся на ресепшене (мы еще вернемся сюда на обратном пути). Немного нервничаю. Несмотря на то, что все уже проверено, все же боязно — а ну как что не так пойдет! Ладно, едем на Gare de l’Est.

За стойкой AVIS уже другая девушка. Машины, которую мы заказывали нет (об этом еще в пятницу нас уже предупредили). Дают классом выше. Да еще и дизельную. К выезду подкатывает новенький Renault Megane III. А мне вместо обычного ключа выдают пластиковую ключ-карту. Ой-ой, что-то будет :).

Оформление документов заняло около получаса. Общаемся с девушкой на французском и моем ломаном английском. Можно было бы обойтись и одним французским, но мне хочется понимать, о чем идет речь. Решаю все же оплатить full cover страховку, как потом оказалось — не зря. Проверили комплектацию. Не хватает светоотражающего жилета, из соседней машины приносят чехольчик с стоп-сигналом и жилетом. Закидываем вещи в багажник. Креплю держалку для сотового, запускаю iGO. Правда, так как мы под землей, спутники он еще не видит, но, пока будем выезжать, они подхватятся. Готово — можем ехать.

Ага. Вот прямо сразу. Только машина не заводится. Нет, куда запихнуть ключ-карту я через три минуты судорожных поисков на приборной панели нашел. Кто бы знал, что это место будет в самом низу, даже ниже прикуривателя. Жму на кнопку «Start» — ни малейшей реакции! Да что ж такое?!

Вылетаю из машины и со словами «I’m so stupid to use this car. I can’t understand how to start it» подбегаю к стойке. Мне улыбаются — то ли из вежливости, то ли я у них такой не первый. Оказывается еще надо нажать на газ. ОК. Заводимся.

Внезапно обнаруживаю, что коробка передач шестиступенчатая. Еще этого не хватало. Ну, да ладно, пока мне должно хватить первых трех скоростей — машина новая, незнакомая, да и ехать по Парижу больше 50 км/ч все равно не получится.

Выруливаю с подземной стоянки. Боже, как они тут пролезают! Кажется, что сейчас зеркала сложатся о стены. Кстати, на стенках многочисленные следы от таких же неудачников :).

Выбрались. Тыкаю в экран, выбираю заранее сохраненную точку назначения — Brugge, Baliestraat 1. iGO подумал с минуту (хорошо, что я помнил куда ехать в самом начале) и … предложил мне развернуться через двойную сплошную. Ну просто супер! Еду по улице дальше, в надежде, что глюки моего доблестного навигатора закончатся и маршрут будет перепроложен. Фиг! Опять приятный женский голос рекомендует мне нарушить все мыслимые правила дорожного движения! Да что же это?

Кульминацией этого эпика явилась заглохшая на первом же светофоре машина. У меня уже мокрая спина — не было такого со мной с первых дней вождения! Опять судорожно жму кнопку Start. Машинка благодарно вырубает приборы и складывает зеркала. Приехали :). Хорошо хоть светофор длинный — я успеваю завестись снова.

Под непрерывно призывающий меня развернуться навигатор, я на нейтралке докатываюсь до следующего светофора, где опять двигатель глохнет. Штирлиц подумал: «Что-то тут не так». И тут я наконец-то сообразил. Это же новая! французская! машина. Они же помешаны на экологии. Это она просто таким способом горючее бережет. Так. Следовательно надо как-то дать ей понять, что я начну двигаться дальше. Что я должен сделать для того чтобы тронуться? Выжимаю сцепление. Ура! Завелись. Фуууу. Одной проблемой меньше.

Теперь осталось разобраться с чудящим навигатором — без него очень неудобно будет. Я, конечно, подстраховался: у меня в Evernote лежат подробные маршруты до всех точек нашего назначения. Но так ехать значительно сложнее, да и Наталье тогда придется работать штурманом всю оставшуюся дорогу. Обращаю внимание на ооочень долгий путь до Брюгге. Несколько сотен часов, при том, что до пункта назначения чуть более 300 км. ААААААААААА! Так это он в режиме пешехода до сих пор! Забыл переключить! На следующем светофоре (Боже, как хорошо, что их так много и они такие длинные) исправляю свою ошибку. iGO, бодро икнув на полуслове, тут же перепрокладывает маршрут и, наконец-то, показывает правильную дорогу! Ура!

Вытираю холодный пот. Все-таки очень много для несчастных пяти минут произошло. Но, мы уже более-менее уверенно передвигаемся, машина сама подсказывает, когда переключаться со скорости на скорость, исправно зажигает фары при въезде в тоннель (и, кстати, дворники, когда мы потом попадем под дождь). Я потихоньку привыкаю к ней. Она совсем новая, 272 километра на одометре. Поэтому не гоню, да и знаки не дают пока разогнаться. Сразу замечаю, что мне сильно не хватает поворотливости моего пыжика, да и сама машина длиннее. И тормоза не такие четкие. В остальном все хорошо: очень удобные сиденья с хорошей боковой поддержкой, климат-контроль, куча автоматики на борту, парктроники и видео заднего хода на экране бортового компютера, где мог бы работать tom-tom, от которого мы отказались.

Мы решили попробовать проехать в нашем путешествии по бесплатным дорогам. Не потому, что было жалко денег, а потому, что так можно познакомиться со страной, увидеть ее с точки зрения местного жителя, почувствовать дух Франции. У нас не было задачи быстро добраться из точки А в точку Б. Наоборот, множественные ограничения скорости на нашем пути позволили крутить головой, восхищаясь и удивляясь устройству жизни французов. Не пожалели о своем решении ни капельки! И дальше ездили исключительно по бесплатным дорогам.

Как организовано дорожное движение! Проехав по Европе, я с еще большей горечью смотрю теперь на наши дороги и водителей. И ведь даже не в гладком асфальте дело! Просто все: каждый знак, разметка, бордюрчики, разделяющие полосы въезда на кольца, тройка светофоров (повыше, пониже, напротив водителя первой машины), отсутствие т-образных перекрестков — все направлено на максимальное удобство водителей и пешеходов, на их максимальную безопасность.

Огромное количество кольцевых перекрестков. Если не кольцо, то перекресток в обязательном порядке оборудован светофорами. Иногда для каждой полосы устанавливаются свои светофоры, для своего направления. Знаки в полтора раза больше, чем в России, никаких «кирпичей в кустах». Все размещены достаточно низко, на открытом пространстве, их очень хорошо видно из машины.  Очень удобная и разумная разметка, с полосами для выезда и въезда с трасс длинной метров в 700, а то и больше. Да что там говорить — кто ездил в Европе на машине, тот и сам понимает, а кто еще не ездил, должен это сделать, чтобы понять, чем нормальная организация дорожного движения отличается от российской.

С другой стороны — какая-то просто экстремальная вежливость водителей на дорогах. Пропускают, никаких раздраженных сигналов при обгонах, очень редки превышения скорости. При проезде въезда на трассы принято принимать влево, чтобы не мешать въезжающим машинам. Заметили сразу, что совсем не видно больших машин, которых у нас большинство. В большинстве своем на дороге машины B или C класса, или напротив — дорогущие спорткары типа Порше или Астона Мартина. При всем при том, все эти суперкрутые тачки могут чинно ехать со скоростью 90 километров, точно в соответствии с ограничением.

Дорожных фото мы не делали. Как-то не получилось. Я за рулем, а Ната особого желания фотографировать не проявила. Хотя, если поедем еще раз, надо будет попробовать поснимать на ходу из машины. В общем, мы едем по дорогам Франции, ведомые верным iGO, наслаждаемся процессом, крутим головами и наперебой кричим друг-другу: «Смотри! Смотри!». Я счастлив — теперь у меня все получается, последний сомнительный момент нашего путешествия преодолен, впереди только удовольствие от дороги и городов, где мы намерены побывать.

Ехали мы четыре с половиной часа — «плата» за бесплатные дороги. Последние 130 километров, правда, прошли по автостраде в Бельгии — они там бесплатные, да и поторапливаться надо было уже. К Брюгге мы подъехали около четырех часов дня. Увидеть этот город я хотел еще с 2008 года, когда увидел фильм In Bruges. Фантастически атмосферный город в нем жил своей жизнью, и, казалось, был главным действующим лицом фильма. Страшно интересно было — это одаренный режиссер так сумел преподнести средневековые улицы, или сам город преисполнен очарованием?

Ответ на этот вопрос я получил в тот момент, когда мы пересекли канал, отделяющий историческую часть города от всего остального мира. Проехав меньше ста метров, мы очутились в прошлом, словно ехали на машине времени. Восхищению не было конца. Я планировал по приезде немного передохнуть, найти магазин, где можно купить поесть, но куда там!!!

Для начала надо было найти место, где мы можем оставить машину. Спросив разрешения у служителя церкви по соседству с нашим отелем, я запарковал Меган, и галопом поскакал узнавать, где и в каком стойле мы можем оставить нашего верного коня :), желательно еще и так, чтобы не разориться окончательно.

На наше счастье, от гостиницы как раз отъезжала машина и я, радостный, перебрался на  теперь уже наше место.

В отеле нам выдали прикольные картонные часики, которые надо было положить под стекло и подводить каждые четыре часа — дольше на одном месте в Брюгге стоять нельзя. На ресепшене благородно согласились делать это за нас. Успокоившись по поводу стоянки, мы забросили вещи в номер и, как ошалевшие, побежали смотреть совершенно волшебный город. На всякий случай я сфотографировал машину, сообразив, что не очень хорошо знаю ее в лицо :). Сам отель представлял собой здание XVI века, естественно, перестроенное изнутри, но, сохранившее, например, крутые и узкие лестницы. Тем не менее, внутри было вполне комфортно, тепло (что было немаловажно), подавали очень неплохие завтраки.

Вот так выглядела лесенка на наш этаж.

А так — сам отель.

Наш маршрут я не воспроизведу, в отличие от Парижа. Просто потому, что первые три часа нашего пребывания в Брюгге мы вообще не очень понимали, где мы находимся, что мы видим, и как вообще здесь очутились. Я в полной мере ощутил силу выражения «не чувствовать под собой ног». От впечатлений кружилась голова. Казалось, что мы попали в самое красивое место на земле. И, честно, фотографии не могут передать очарование этого города. Каждый дом можно было фотографировать — настолько все было вокруг красиво. Несмотря на машины на улицах, было полное ощущение провала во времени, будто и нет вокруг XXI века, а улицы сейчас наполнятся людьми в средневековых одеждах и на нас будут удивленно коситься, пряча за фламандским хладнокровием искреннее любопытство.

Знакомство с Брюгге началось для нас с церкви св. Гиллиса расположенной прямо напротив отеля.

Это старороманская церковь, немного подновленная в XV веке.

На стенах объемные миниатюры, изображающие Страсти Христовы. Как нам рассказал служитель церкви, их совсем недавно отреставрировали, и теперь они играют свежими красками.

Церковь освещает вечернее солнце, и все внутри сияет и переливается разными цветами — свет, разбитый множеством витражей, заливает интерьеры. Откуда-то берутся слова на английском, чтобы описать все наше восхищение. Видно, как нравятся наши эмоции служителю. Жаль, что мы так и не смогли попасть на службу, послушать орган — все это возможно только по воскресеньям.

Но пора двигаться дальше. Сложно описать эмоции следующих нескольких часов. И восхищение, и странное чувство нахождения вне времени, и даже некоторая потеря ориентации. И фотографии, фотографии, фотографии…

Удивительно, глядя на фотографии сейчас, обнаруживать на них дорожные знаки, машины и другие приметы современности. В тот момент, когда мы шли по этим улицам, казалось, что здесь ничего не изменилось с XV-XVI веков.

А еще поразили цветы на карнизах окон первых этажей.

Это было так уютно и по-домашнему. И опять улочки, дома, каналы. Недаром Брюгге называют «Северной Венецией»!

Город долго был сердцем морской торговли, очень многие современные термины, связанные с торговлей появились именно здесь. Например, слово «биржа», которое ведет свое происхождение от фамилии купца из Брюгге Ван дер Беерзе.

Конечно же, как обойтись без туристических аттракционов в таком месте?

А эта аптека, как я потом прочитал в путеводителе, открылась здесь триста лет тому назад.

В результате всей этой бессистемной беготни, мы, конечно же, немного потерялись. На этой фотографии мы как раз пытаемся понять, а где мы, собственно находимся 🙂

А были мы, как выяснилось, недалеко от площади Яна ван Эйка.

На этом месте, в XIII-XV веках располагалась таможня.

Так, мало-помалу мы шли к сердцу Брюгге — рыночной площади.

И вот, наконец, мы выходим на Grote Markt. Слева здание правительства Провинции:

Прямо — башня Белфорт. Нижняя часть башни (до четырехгранника) восходит к XIII веку. Вторая ее часть (до ост­рых боковых башен) появилась в XIV веке. Начиная с XV века 89-метровую башню завершает восьмигранное навершие с коло­колами.

И какое-то невероятное количество кафе и ресторанчиков:

Ну конечно, именно сейчас мы соображаем, что не ели уже около 12 часов. И, хоть и не рекомендуют путеводители есть на главной площади Брюгге (уж больно все дорого), тем не менее, мы находим пиццерию, которая, на первый взгляд, не вынет все деньги из нашего кошелька, где и ужинаем. Вот такой кофейник нам принесли:

Поужинав, идем дальше. 

Вокруг какая-то бесконечная история, неспешно текущая, не обращающая внимание на населяющих Землю мошек. Первый раз тогда я понял, что означает непрерывность истории, когда судьбы людей идут не из года в год и память заканчивается на третьем-четвертом поколении, а из века в век. Вот этот дом построен в XVII веке и семья живет здесь с того самого времени:

Башня Белфорт видна отовсюду — не заблудишься.

Сделав круг до собора Сан-Сальватор, на слегка гудящих ногах мы отправились искать гостиницу. Нашли по дороге вездесущий Carrefour, чему очень обрадовались — теперь вопрос с недорогим питанием был решен!Полюбовались видами вечернего Брюгге:

Посмотрели на зеркальную воду каналов:

Напоследок щелкнули еще раз отель:

Ну, вот мы и дома! Хоть и временное пристанище, но это наш дом еще на две ночи. Ужинаем. Очень хочется выбраться посмотреть на ночной Брюгге, с подсветкой, красивый и загадочный, по описаниям, но уже нет сил. Все… спим…