Путешествия,  Франция 2013

Вторая поездка во Францию. 31 марта 2013

Клермон-Ферран был, пожалуй, самой сюрреалистичной отметкой на нашем пути. Если четыре дня тому назад мы ехали на север, в Париж, то теперь нам надо было спуститься на самый юг, в Арль. И, если бы мы опять поехали платными дорогами, то доехали бы до него всего за шесть-семь часов: до Арля чуть больше семисот километров. Но мы же не ищем простых путей. Что там ехать по авторуту — знай, пошевеливай изредка рулем, да пытайся не уснуть по дороге. Нет — мы поехали в очередной раз бесплатными дорогами, заезжая в бесчисленные маленькие городки, озираясь по сторонам, узнавая теперь центральную и южную нетуристическую Францию.

Так как средняя скорость такого путешествия далека от ста километров в час, то ехать придется уже десять часов. Тоже не так уж много — я за день легко мог съездить из Новокузнецка в Кемерово, потом в Новосибирск и вернуться в Новокузнецк, а это, плохо, хорошо ли, больше девятисот километров и порядка 12 часов за рулем. Но зачем куда-то гнать, когда мы хотим увидеть как можно больше? Решаем остановиться в Клермон-Ферране, вечер потратить на осмотр этого достаточно известного города, а утром, на следующий день, за три-четыре часа долететь до Арля.

Из гостиницы надо выезжать до 12, стоянка оплачена до 14:00, в общем утро в Париже у нас еще есть. Потратили мы его как раз на григорианскую мессу, про которую я уже писал, еще раз пробежались по утреннему Парижу и, примерно в 12, выдвинулись в путь.

Не раз и не два по дороге мы замирали в восхищении от открывающихся пейзажей, от открыточных видов маленьких городков, жалея, что наш путь уже предопределен. Так хотелось остановиться на несколько дней прямо здесь, на ферме, или в городе, который, казалось, застрял где-то в пятнадцатом веке. Но дорога стелется под колеса, и нас ждет Клермон-Ферран.

К четырем часам вечера мы до него добрались. Забросили вещи в отель, надо сказать самый скромный из тех, что нам попадались, поставили машину на стоянку у отеля, и пошли гулять.

План был простой: у гостиницы дождаться трамвая, доехать до центра и там провести пару-тройку часов. Как обычно, получилось все наоборот. Трамвая мы так и не дождались. Ушли мы с остановки, правда, всего за пару минут до его прихода, как я понял потом, но было уже поздно.

Так что в центр мы отправились пешком, благо до него было идти всего пару километров. немного поплутав по окраинам Клермон-Феррана мы вышли к первым достопримечательностям.

Очередная узорчатая церковь; узкие улочки, на которых мирно уживаются дома возрастом 200-300 лет и признаки современного города: фонари, таблички магазинов, машины.

Удивились фрескам на стенах зданий: присмотритесь — это расписана стена тупикового здания.

Забираемся все глубже в центр. Улицы становятся все уже, дома смыкаются теснее.

И в какой-то момент перед нами предстает величественная громада Черного Собора, Cathédrale Notre-Dame-de-l’Assomption.

Шпили собора, сложенного из черного вулканического туфа вздымаются на высоту более 100 метров. Не знаю почему, но на меня вид этого здания оказал совершенно мистическое воздействие. Абсолютно подавляющий, угрюмый, тяжелый, несмотря на ажурность линий. У меня он вызвал ощущение совершенно фэнтезийного сооружения из какого-нибудь «Черного отряда» Глена Кука.

Чем еще интересен этот собор — в отличие от того же Нотр-Дама в Париже, пространство перед которым расчищено в более поздние от его создания века, Нотр-Дам в Клермон-Ферране стоит среди домов-ровесников так, как и многие годы тому назад. Вот, собор почти у меня за спиной:

Впечатление это производит совершенно сюрреалистическое, потому что домики как раз скромные, не очень высокие, и совершенно не ожидаешь воздвижения среди них такой громадины.

У меня даже не получилось снять фасад так, чтобы он целиком влез в объектив.

К собору тянулись люди и мы тоже несмело заглянули внутрь.

Огромные черные колонны поддерживали высокие своды; даже ярко горящие лампы не могли разогнать сумрак, таящийся в вышине переплетающихся линий. Начиналась месса и мы, смущенные, как если бы заглянули в квартиру к совершенно посторонним людям, вышли.

Оставаясь под впечатлением от собора, немного побродили по узким улочкам рядом с ним.

Заглянули в кабачок, здравствующий здесь с тысяча шестьсот какого-то года вот за такими ажурными дверями:

Постепенно отдаляясь от исторического центра, мы выходили к все более современным домам. И вот, наконец, перед  нами остановка уже сверхсовременного трамвая на шинах Транслор.

Обратите внимание на направляющий рельс, по которому подходит трамвай. Это направляющая, а сам трамвай катается как троллейбус, на колесах. Как всегда во Франции, разница в века во времени укладывается в пару километров расстояния. Какое-то искажение пространства-времени.

А мы, сидя в удобном и красивом вагоне, катим к гостинице.

Завтра в Арль.