Путешествия,  Франция 2013

Вторая поездка во Францию. 28-30 марта 2013

После наших вчерашних прогулок в Лионе спали мы как убитые, но проснулись опять с утра пораньше.

Бесплатные дороги сегодня нас уже не привлекали — время переезда растягивалось до семи часов, вместо четырех по авторутам. Так что выбор был предопределен: еще дома я запланировал, что едем мы по Дороге Солнца — так красиво звучит название платной дороги, пересекающей Францию с юга на север.С утра я стал сначала свидетелем, а потом и участником сценки на тему «их нравы». Вчера вечером я с некоторой тревогой поглядывал в окно гостиницы — выезд из гаража приходился на весьма оживленную улицу, плюс к тому, нам на ней надо было поворачивать налево, через две полосы интенсивного движения. Утром выглянул еще раз и заметил прелюбопытную вещь: из гаража под домом выехала машина, показала поворот налево и — о чудо! — оба потока остановились и пропустили ее. Сразу, без возмущения, без попыток вытеснить собрата по движению на встречную полосу, без звериного стремления не дать проехать, не уступить. «Не быть лохом», как принято говорить у нас. Потом и сам я, точно так же, вырулил из на улицу, показал левый поворот и через полминуты уже ехал в общем потоке. Даже страшно представить, сколько бы я пытался выехать в такой же ситуации в России.

Но, мы уже катим к выезду из города. Впереди четыре часа в пути и планируемое в 14:00 прибытие в Париж.

Движение по авторуту было простым и скучным — утром я обнаружил в арендованной Muse круиз-контроль, поэтому наш переезд более всего напоминал компьютерную игру: отличная дорога, удобные сидения и всего-то надо что изредка пошевеливать рулем.

Около часу дня мы уже заезжали в Париж. Несколько тревожных минут — вокруг достаточно интенсивный трафик, а московского опыта у меня еще не было. Подъезжаем к паркингу. Он подземный, на шесть этажей и почти тысячу мест. На въезде немного путаемся — не понятно, кого и как известить о том, что у нас забронировано и уже оплачено машиноместо. Оказывается, надо нажать кнопочку, подъехать под камеру и сказать: «Сим-сим, откройся!». В смысле, упомянуть название компании, которая нам сдала место на этом паркинге. Внутри столбика, с которым я общался, видимо, сидел джин, потому что через пару секунд шлагбаум открылся.

Скатываемся на пятый этаж. По дороге я понимаю, почему такое внимание уделяется высоте машины при бронировании. Мы антенной на крыше умудрились проехаться по потолку на одном из съездов — очень низко! Поначалу я напугался и даже выскочил из машины в поисках травм, но нет — все в порядке, обошлось.

Еще десять минут по знакомым улицам, и мы в Kyriad Hotel XIII Italie Gobelins. Не передать словами, как было здорово идти тем же путем что и год тому назад. Что там этот год Парижу, который пережил тысячелетие, он его и не заметил, а мы с восторгом озирались по сторонам, показывая друг-другу: «Смотри! Смотри! Все ничуть не изменилось!». И мы опять здесь, и нас ждет Нотр Дам, улица Муфтар и Латинский квартал, и Sacre Coeur и Монмартр и… и… и…

Бросаем вещи и пулей на улицу Муфтар — целый год я вспоминал о ней! Опять фрукты, и фантастическая курица, и хлеб, и сыр, и клубника, и сидр. Еле дотащил пакеты до гостиницы.

Наскоро обедаем и в путь — поздороваться с Нотр Дам, погулять по его окрестностям, посмотреть как пройти в Sainte Chapelle, ведь в прошлый раз мы ее пропустили.

На этот раз мы не поехали до станции Cite — в прошлый раз выяснилось, что переходить между седьмой и четвертой линией на Chatelet, с тем чтобы проехать одну остановку, дольше, чем просто пешком дойти до острова Cite по улице.

Переходим мост О’Шанж.

Любуемся на свежеотреставрированную Консьержери — в прошлый наш приезд она вся была в лесах, теперь их сняли и бывшая тюрьма и крепость вся просто сияет, как на картинке.

Еще несколько минут, и мы на площади перед собором. Здесь кипит жизнь — вьется очередь на вход, напротив строятся трибуны для праздничной мессы. Мы опять попали на пасху в Париже!

Несмотря на солнце, на улице холодно: всего четыре градуса, но даже это не портит настроение.

Честно говоря, в этот раз наш визит в Париж оказался несколько спутанным — сейчас я совершенно не могу восстановить хронологию наших перемещений по городу. Только в Нотр Даме мы побывали три раза, в том числе и на грегорианской мессе в день выезда в Клермон-Ферран. Поэтому, буду писать про места, где мы побывали не в хронологическом, а «в каком вспомнится» порядке.

Нотр Дам… О нем написано столько, что повторяться уже нет смысла. Есть соборы старше, есть грандиознее, есть банально больше, но этот… В нем воплощена история Франции.

Величественные своды и пестрые витражи:

Причастие, к которому приходят так же, как и сотни лет тому назад:

В наш последний парижский день мы приехали к григорианской мессе. Месса была странная, непривычная даже для воспитанного на академической музыке уха. Трансовая, углубленная в себя, почти напрямую разговаривающая с Богом. Даже фотографии делать не захотелось. Здесь среднестатистический парижанин, замученный темпом современной жизни, не очень богатый, не очень счастливый, может быть, вдруг погружался в себя, обнаруживая одухотворение и свет, отражением ложащийся на лица участников действа. Нельзя было вторгаться в этот интимный процесс звуком затвора камеры.

А еще под площадью перед Нотр Дам, оказывается, несколько лет велись раскопки и теперь, спустившись по лесенке вниз на пару метров можно увидеть остатки стен зданий еще более старых, чем собор, окружавших его раньше со всех сторон.

Рядом со всей этой запыленной древностью мы обнаружили не только скучающих туристов, но и целый класс семи-восьмилеток, пришедших сюда на удивительный урок истории. Его вел воодушевленный молодой человек, с шарфом, небрежно намотанным на шею. С каким азартом он то вещал о Лютеции, то проговаривал с детьми до слез смешившее их имя древнего короля франков, то диктовал им что-то для записи в тетрадки, которые были разложены здесь же, прямо на полу. Обычное дело для французских школьников… А я немного им позавидовал.

Следующее из потрясающих мест, которые мы посетили, была часовня Сен-Шапель (Sainte-Chapelle). Точнее, сначала не посетили, сначала нашли Дворец Правосудия, который мирно располагается в Консьержери. Пару раз пробежались по кругу вдоль его фасада, пока не нашли небольшую дверку, запирающую проход в часовню. Естественно, она была закрыта. Зато перед дверью висело объявление о концерте, который должен был состояться сегодня вечером. На него мы уже не попали, а вот на воскресенье билеты купили: хор и квартет будут исполнять музыку Баха и Вивальди, посвященную страстной неделе, в том числе из «Страстей по Матфею». Идем не задумываясь.

Фантастическое стеклянно-ажурное сооружение залитое лучам уходящего солнца предстало перед нами на следующий вечер.

У бывшего алтаря расставлены стулья для квартета, ждут музыкантов пюпитры с нотами; зал замер в ожидании.

Наконец, с небольшим опозданием, на сцене появляется небольшой хор, кажется человек 12-14, музыканты рассаживаются и начинается чудо. Целый час звучала дивная музыка, величественная и простая, проникающая в самые глубины души и возвышающая до небес. А мы, всем залом, радостно встречали знакомые звуки.

На бис музыканты сыграли хулиганскую современную пьесу, сорвавшую вал аплодисментов и смеха; но все заканчивается, и мы уже идем к выходу засыпающей за нашими спинами часовни.

А на следующий день был Sacre-Coeur, честно говоря, принесший мне только некоторое разочарование. Во-первых, район Монмартра, сам по себе не очень благополучный. Теперь я понимаю, почему наши соотечественники, которых туристические агенства преимущественно селят в гостиницах на Монмартре (они там подешевле), убеждены, что Париж захвачен иммигрантами. Во-вторых, сама базилика, откровенно китчевая, совсем не понравилась. Да и туристов рядом — толпы; давка, как в автобусе.

Зрелище, конечно, впечатляет: на вершине крутого ярко-зеленого холма возвышается белое здание. Но люди, люди везде: приставучие продавцы сувениров, уличные артисты, причем, в отличие от всего остального Парижа, не очень интересные, туристы из всех стран…

И с панорамой Парижа нам не очень повезло — город был затянут какой-то дымкой, даже Эйфелева башня, прекрасно видимая с холма в обычные дни, еле виднелась вдалеке.

Особенно, мне кажется, нелепо выглядит Sacre Coeur на фоне рядом стоящей скромной Saint Pierre de Montmartre — древней, построенной на фундаменте еще римских построек.

Но да Бог с ними: мы уходим на площадь всех художников Парижа, Place Tertre. По дороге мы с удовольствием посмотрели на французскую шарманку и исполнительницу на ней, которая чем-то напоминала Эдит Пиаф

Сама площадь тоже не впечатлила — как-то это был вечер не оправдавшихся ожиданий. Художники (разные, но, в общем, не очень), толпы туристов (опять).

В общем, оттуда мы сбежали.

Спускаемся вниз, через сплетения старых улочек.

Навскидку ловлю спускающийся по узким улицам отреставрированный автомобиль:

А мы идем дальше и дальше, к Сене, на метро и домой. Так и остался у меня в памяти этот день только благодаря импровизированному концерту, устроенному в метро целым камерным оркестром.

Следующий день мы провели в музее средневековья в особняке Клюни.

По дороге к нему наткнулись на лицей Генриха IV который ведет отсчет времени с 10 века.

Вот эта башня — башня Хлодвига — ей уже тысяча лет:

Мы честно пытались проникнуть внутрь, но нас не пустили :(. Печально, но понятно. Удалось только сфотографировать внутренний дворик. Без лицеистов. Они в это время тусили на улице перед входом.

Идем дальше узкой улочкой к красивейшей церкви Saint-Étienne-du-Mont, которая, если идти от Сорбонны к Пантеону выглядывает справа.

Еще в прошлом году я на нее заглядывался, но так и не добрался. Теперь мы рассматриваем ее, заходим внутрь, обходим вокруг.

Идем дальше и, вот уже, собственно музей. Заходим внутрь через двери с изящным портиком.

Помещение, в котором располагается музей потрясающе интересное, построенное на фундаменте римских сооружений (как многое во Франции, наследнице римской провинции Лютеция). Вот  несколько фото интерьеров музея:

А для того, чтобы сфотографировать кружевной потолок часовни пришлось улечься на пол, но чего не сделаешь ради красивой фотографии.

Посмотрели на статуи иудейских царей с фасада Нотр-Дама, с которыми связана настоящая детективная история, с потерями и находками вновь в конце 20 века. Цари были обезглавлены, головы были утеряны и найдены только в 1978 году, при ремонте здания Французского банка внешней торговли.

На постоянной основе в музее выставляются предметы средневековой утвари, красивейшие миниатюры и резьба по кости и дереву.

В дни, когда мы попали в музей, здесь проходила выставка «Слезы алебастра». Были представлены фигурки скорбящих монахов с гробницы Жана I Бургундского в Дижоне — изящнейшей работы алебастровые миниатюры 14 века.

Надо сказать, что производят они совершенно фантастическое впечатление тонкостью работы, тщательностью проработки деталей, разнообразнейшими позами и способами выражения скорби. В общем, в музее мы провели не один час и покинули его весьма воодушевленными. А какой там магазинчик со всякими сувенирами, книжками, дисками со средневековой музыкой. В нем мы застряли еще минут на сорок.

Что же еще было у нас в Париже?

Прогулки по Латинскому кварталу:

Église Saint-Sulpice и площадь перед ней.

Опера и Галери Лафайет — нельзя же побывать в Париже и не заглянуть в старейший универсальный магазин Европы :). Правда на входе меня догнал звонок с работы и дальнейшие несколько часов у меня ушло не на отпуск, а на решение срочных рабочих вопросов, так что визит явно требует повтора.

А еще был дом Инвалидов и могила Наполеона, к которой мы уже не пошли — опять впечатлений было больше, чем мы смогли переварить.

И долгие, долгие прогулки по уже таким знакомым улицам Парижа, куда опять так хочется вернуться…