Альпы по дороге во Францию
Путешествия,  Франция 2013

Вторая поездка во Францию. 27 марта 2013

Несмотря на то, что вчера мы улеглись уже около часу ночи по времени Италии, тем не менее, в шесть утра уже сна ни в одном глазу у обоих — перестроиться еще не успели, а в Новокузнецке 12 дня.

Ну и замечательно! Быстро спускаемся, завтракаем — привет, континентальный завтрак! — пьем восхитительный кофе. Быстро собираемся, ведь каждый лишний час, проведенный в гостинице, минусует час от знакомства с Лионом. Предстоит восемь часов дороги в Лион. Непростой дороги, и я еще не догадывался, насколько непростой.

Первое знакомство с итальянскими дорогами оставило двоякое впечатление — я ждал от них несколько большего, памятуя о французских и бельгийских. С одной стороны — они были вполне ровные, широкие, лучше российских. А с другой стороны — почему-то очень российские напоминали какой-то такой же общей бестолковостью и безалаберностью в организации. Если на французской дороге, даже бесплатной, через несколько сот метров повторялись напоминания о скоростных ограничениях, висели щиты с указателями, постоянно появлялись обгонные полосы, была нарисована четкая и понятная разметка, то на итальянской мне все время чего-то не хватало и было непросто ориентироваться. Хорошо еще, что iGO вовремя подсказывал, где притормозить, где — ускориться, а где — перестроиться. А итальянские водители… Недаром вся Европа дружно назначила их своими худшими водителями. Вот выезжаю я из тоннеля на сложную развязку. Ограничение скорости — 40 километров в час. Тем не менее, мое передвижение на этой скорости вызывает бурную жестикуляцию какого-то пожилого итальянца на не менее пожилом рыдване. Я, правда, тоже не остался в долгу, припомнив что некоторые черты левантийской ментальности присущи и мне. Разъехались мы глубоко не удовлетворенные друг другом, слава Б-гу в разные стороны. В общем, пара часов, за которые мы миновали Турин и приблизились к Альпам,  любви к Италии мне не добавила. И так и ехал бы я, изредка фыркая на окружающую действительность, если бы не начались они… Горы…

Вот уж чего не ожидал, так это такого воздействия на нас. Дальше мы четыре часа ехали, повизгивая поочередно то от восторга, то от страха. Напомню, ехали мы по бесплатным дорогам. Их петли и извивы, настоящие серпантины, когда за поворотом ты едешь ровно в противоположном направлении, сами повороты радиусом метров в пять от силы — все это восхищало и внушало веселый ужас одновременно.

Вот такие пейзажи окружали нас в течение всей дороги:

Мы карабкались все выше и выше, проезжая по малоосвещенным тоннелям, по дорогам, жмущимся к скалам. Вот это фото, хоть и не резкое, дает представление о том, как мы ехали (всмотритесь в левую часть фотографии):

Дорога то виляла от поворота до поворота:

то ныряла в тоннели:

то вольготно стелилась в долинах меж заснеженных вершин:

Но на этих фото уже мы уже почти спустились, а пока карабкаемся все выше и выше. Кажется, еще немножко, и машина откажется забираться вверх. Но нет, исправно тянет. Молодец Lancia!

Наконец, пересекаем границу с Францией. Выглядела она смешно — после очередного поворота мы увидели дорожный указатель. Направо — Франция, налево — Италия. До этого было полное ощущение, что мы пробираемся какой-то контрабандистской тропой.

Дорога сразу становится лучше, по прежнему попадающиеся на пути тоннели становятся освещенными и по их стенам уже не бежит вода. Мы проезжаем мимо нескольких горнолыжных курортов — эх, жаль, что вся дорога жестко расписана заранее, и, потихоньку, начинаем спускаться. Спускаться было еще веселее, чем подниматься — дорога достаточно крутыми зигзагами уходит вниз. Проезжаем мимо нескольких старинных крепостей, которые даже теперь доминируют над дорогой. Особенно поразила меня одна — жаль, не запомнили ее названия — воздвигнутая на спине гигантского холма, она нерушимой твердыней охраняла долину меж горными цепями многие сотни лет. К ней взбиралась одинокая дорога, проложенная, казалось, в одно время с замком.

Оставляем за спиной Гренобль. Мы едем без остановки уже шесть часов, но дорога вообще не ощущается, настолько мы переполнены впечатлениями.

Остаток пути до Лиона мы должны проехать по авторуту — он тут становится бесплатным. Но на нем пробка, информационные табло обещают задержку на час, то же самое утверждает и iGO. Настало время испытать умную перепрокладку маршрутов — что-то предложит нам навигатор? К сожалению, особо разумным это предложение назвать так и не удалось — покрутившись по окрестным городкам, мы выехали на авторут чуть ли не в том же месте, с которого съехали. Более того, я случайно промахнулся мимо съезда и уехал в прямо противоположном нужному направлении. Сейчас смешно вспоминать, а вот на месте я разозлился весьма и весьма. Пришлось проехать назад почти десять километров, прежде чем я смог развернуться … и упереться в ту же пробку, которую уже полчаса объезжал. Слава Б-гу, она уже сдвинулась с места и мы потихоньку поехали.

В районе трех часов дня мы подъезжали к отелю сети Kyriad в Лионе. Хорошо, когда выбираешь отель сам. Есть, конечно, определенные риски, но ты хорошо понимаешь, чего хочешь от отеля и это помогает закрыть глаза на определенные недостатки, неизбежно сопутствующие бюджетному варианту размещения.

Лионский Куriad отличился тем, что дважды ставил в холд проверочную сумму: после первого бронирования и после того, как я в Толмачево перебронировал его на более короткий срок. Причем проверочка получилась не хилая — по сто евро каждый раз. Правда, мы платили с кредитки, так что эти деньги две недели повисели в холде и тихо-мирно вернулись на счет. Теперь-то мы понимали, с чем связаны бесконечные вопли: Ааааа, с нас два раза сняли деньги. Действительно, если не очень хорошо разбираться, то кажется, что с тебя сняли деньги при бронировании, а потом еще и приходится рассчитываться за фактически прожитое время. Однако, первая сумма к оплате не имеет никакого отношения. Это отель проверяет, есть ли у него возможность снять последующую оплату за проживание. И, после оплаты, холд снимается. Просто если в Европе деньги «вернутся» за один-два дня, то в Российском банке вам придется подождать от 10 до 30 дней. Точно так же у нас Парижский Kyriad заблокировал 30 евро. Остальные отели на наш кошелек не покушались. А на будущее — надо иметь с собой кредитку с лимитом примерно вдвое превышающим планируемую сумму оплаты за проживание. Тогда никакие холды не страшны (их вернут за время действия грейс-периода), а фактическую оплату за проживание можно компенсировать хоть сразу, хоть потом, по возвращении из поездки.

Но, хватит финансовых отступлений. В очередной раз подивившись тому, как французы упихивают под землю паркинги в несколько этажей, я заезжаю в гараж гостиницы. Покрутившись по подземному лабиринту, в самом углу, после нескольких поворотов мы находим дверь, ведущую в отсек для машин гостей отеля.

Закидываем вещи в номер и бежим знакомиться с Лионом. Жаль, что это очень краткое знакомство. Согласно плану мы должны были приехать вчера, полный день провести в городе и завтрашним утром выдвинуться в Париж. От плана осталось только «выдвинуться в Париж», но мы не унываем: четыре-пять часов у нас есть.

Гостиница классно расположена — рядом метро, Carrefour, в котором мы еще по прошлой поездке привыкли закупать все для ужина. Спускаемся в метро, со второй попытки покупаем билет — пластиковая карта Tincoff почему то не проходит — и едем по направлению к главной пешеходной улице Лиона, улице Республики.

Само метро в Лионе, в отличие от Парижского, невелико: четыре линии, четыре десятка станций. Но очень интересное — северная часть города, откуда мы едем, расположена на холме, весьма крутом, откуда поезда спускаются и поднимаются на зубчатой передаче. Первый раз видел такое!

Выходим у Hotel de Ville и оказываемся в самом центре города — вокруг кипит дорожное движение и мы немного теряемся, в попытках определиться, в какую сторону нам надо двигаться.

Сворачиваем на узкую улочку:

Еще больше отклоняемся от цели наших поисков — мы делаем крюк и попадаем к церкви святого Никиты.

Вон, на последнем фото Наташа пытается прочитать мемориальную доску на церкви, чтобы понять, куда же мы попали. Тупик улицы rue Saint Nizier, где сегодня стоит церковь, стал местом отправления религиозного культа еще до появления христианства. В 5 веке очередной епископ города, следуя стародавней традиции, воздвиг на руинах древнего храма базилику, чтобы упокоить здесь мощи мучеников, казненных поблизости в 177 году. Современное название церковь получила только в 6 веке, когда здесь был похоронен святой Никита, чьи останки, по слухам, имели чудотворную силу. Храм перестраивался в 11 и 14 — 16 веках, пока не приобрел облик готического строения.

Я же, наконец-то, запускаю iGO и он показывает нам, куда надо идти. Оказывается, вот та самая первая попавшаяся маленькая улочка и была улицей Республики. Пешеходная она не на всем своем протяжении, поэтому мы ее и не признали. Возвращаемся и неспешно движемся дальше, стараясь вобрать максимум впечатлений.

Заодно проверили карточку — у Тинькова у нас лежит приличная сумма, будет очень грустно, если она откажется работать. Но нет, первый же банкомат развеивает наши сомнения — все хорошо, деньги снимаются, как и было обещано, безо всякой комиссии. Ура!

Опять сворачиваем в сторону, на площадь Корделье, где разглядываем удивительный архитектурный ансамбль — в совершенно модерновом зеркальном здании универмага Monoprix отражается Eglise Saint-Bonaventure, выстроенная в XIV веке. Очень символично получилось.

Идем по пешеходной части улицы Республики:

В проход между домами выглядывает еще одно несовременное чудо:

Дальше — площадь Белькур. Одна из самых больших площадей в Европе. И одна из самых скучных, как мне показалось.

Немножко пошарились по ней, заглянули в Office de Tourisme, ничего интересного там не нашли, и, через мост Бонапарт, двинули в старую часть города. Река Рон — а он мальчик, несмотря на то, что у нас ему поменяли пол и зовут Роной — очень красив. Полноводная, большая река, судоходная, кстати, от Лиона и до Средиземного моря. Вот таким он предстал перед нами с моста Бонапарт.

Перебравшись на другой берег мы полюбовались было на выглядывавший собор Saint George.

Но тут же, с разбегу наткнулись на булочную, доносившиеся из которой ароматы не оставили бы равнодушным даже мертвого. Через десять минут, вооруженные багетами с начинкой, состав которой мы так и не смогли опознать, идем вверх по крутым улочкам Старого Лиона.

Зачем, ну зачем мы это сделали? Ну почему нельзя было, как всем нормальным людям подняться на фуникулере и спускаться вниз? Ну да, ну да… Нормальным же…

Сначала все было не так уж плохо:

А дальше — они становились все круче и круче. Присмотритесь, они по этим улицам еще и ездят на машинах!

Мы уже поднялись до уровня крыши Eglice Saint George.

А улица еще не закончилась, мы карабкаемся наверх уже полчаса. «Какие спортивные тут должны быть жители» — думали мы, несколько запыхавшись.

Миновали консерваторию, подивившись на ее студентов. Ну вот какой бы вы ожидали увидеть инструмент в руках мулата с дреддами и кольцом в носу? А вот не угадали — виолончель!

Наконец, на последнем издыхании мы забрались к одной из главных достопримечательностей Лиона — базилике Notre-Dame de Fourvière.

Базилика, как и Парижский Sacré-Cœur показалась мне несколько попсовой; построена она на месте старой церкви в конце 19 века.

Полюбовавшись на величественное здание мы вышли на смотровую площадку. Перед нами, как на ладони, лежал Лион.

Пока я любовался открывшимся видом и фотографировал его, забравшись на каменный парапет, Наташа писала открытки для пожилого итальянского еврея его внукам и знакомым (как нам показалось, несколько воображаемым). Подновила письменный французский, так сказать.

Ввиду незапланированного подъема, на запланированный спуск уже не оставалось времени, поэтому мы воспользовались тем самым фуникулером, на котором поднимаются все нормальные люди. Вообще, теперь я понимаю, что этот день в Лионе задал тон всей поездке — несколько сумбурной, бестолковой, с постоянными отклонениями от плана и, тем не менее, жутко увлекательной.

Так что мы спустились на станцию, где я впечатлился огромными колесами, которые приводили в движение вагончик фуникулера при движении вверх и тормозили его при спуске-падении вниз.

Сам вагончик, к сожалению, не удалось сфотографировать, но впечатление он производит неизгладимое — это лестница на колесах. Спуск очень крутой, поэтому вагон состоит из нескольких площадок, лестницей поднимающихся от входной двери и ноги верхних пассажиров расположены почти на уровне голов людей, сидящих внизу.

Оказавшись внизу, еще раз оценили, на какую высоту мы ножками забрались:

Близился вечер, уже садилось солнце, но мы еще немного погуляли по узким улочкам Старого города.

По дороге заглянули в маленькую кондитерскую. 

Самое интересное, что основная масса выставленных в ней товаров готовится здесь же, за стеной, а кондитер к вечеру выходит в зал и общается с покупателями, как со старыми знакомыми. Вот здесь он на фото, пробегает мимо нас. Кстати, фрукты, которые видны — это, как оказалось, конфеты, приготовленные из соответствующих соков.

Пока мы глазели на эти чудеса, солнце уже успело спрятаться. Ощутимо похолодало, и мы, довольные и уставшие возвращаемся в гостиницу. Магазин, легкий ужин с традиционной уже клубникой и сидром, и мы ложимся спать. Жаль, что Лион открылся нам лишь маленькой своей частичкой — невозможно увидеть миллионный город за пять часов: ведь есть еще современный Лион с бизнес-высотками, Лион кулинарный, Лион кондитерский, Лион праздничный (в городе ежегодно проходит более десятка разных фестивалей мирового уровня). Но все это в будущем. Думаю, что мы постараемся вернуться сюда еще не раз.

А завтра в Париж.